РУБРИКАТОР
1. Введение 2. Концепция 3. Карты Таро в Phasmophobia 4. Колода Таро Cyberpunk 2077 5. Колода Таро в The Quarry 6. Заключение
Введение
Карты таро — колода карт, используемая с середины XIV века в различных частях Европы для карточных игр, во многие из которых играют и сегодня. С конца XVIII века карты таро стали использоваться и для гадания.
В колоде 78 карт, на 22 из них — сложные, наполненные символами рисунки, каждый из которых имеет свое название. Например, «Влюбленные», «Император» и «Луна». Эти карты —так называемые старшие арканы.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Уже несколько веков карты таро имеют символическое значение. В массовой культуре они появились не так давно, но и сами они и их подобия сейчас используются довольно часто в различных детективных, мистических и других жанрах литературных произведений, кино и играх.
Ассоциации с теми или иными изображениями на картах различаются у каждого смотрящего на них. Для кого-то карта «Шут», например, — свобода, возможности, приключение. А для кого-то — несерьезность, безответственность и детская наивность по отношению к ситуации.
Концепция
Упоминание и использование карт таро в играх, как и в других случаях несёт некоторую загадку и тайну, в зависимости от того, что именно изображено на карте. Этим отлично пользуются сценаристы и дизайнеры уровней в разных играх, для придания интриги или ассоциаций с местом, где были найдены те или иные карты. Как именно эти карты влияют на сюжет, геймплей и выборы игрока в той или иной ситуации рассматриваются в этом исследовании.
The Quarry, Supermassive Games, 2022
Карты Таро в Phasmophobia
«Смерть», Phasmophobia, Kinetic Games, 2020 (beta)
Карты Таро — один из семи проклятых предметов в Phasmophobia. Способны оказывать случайные эффекты как на игрока, так и на призрака, которого и нужно поймать и идентифицировать игроку.
Каждая колода содержит 10 случайно сгенерированных карт, из которых все уникальным образом влияют либо на игрока, либо на призрака. Игрок вытягивает случайную карту из колоды. После использования карта исчезает. У каждой карты свой шанс выпадения, в зависимости от результата, к которому она приведет.
«Смерть», «Отшельник», «Луна»; Phasmophobia, Kinetic Games, 2020 (beta)
Всего на данный момент в игре 10 видов карт таро. Чаще всего они попарно противоположны. Например, пара карт «Солнце» и «Луна» различаются лишь положением изображения на них и изображением солнца или полумесяца соответственно. Каждая из карт влияет на характеристику «рассудка» у игрока, либо повышая, либо понижая её до максимума (минимума).
«Верховная жрица», Phasmophobia, Kinetic Games, 2020 (beta)
Вторая пара карт — «Повешенный» и «Верховная жрица». Здесь уже нет такого четкого визуального противопоставления, но результат у них противоположный. Повешенный моментально убивает одного игрока (вне зависимости в команде человек или играет самостоятельно), а Верховная жрица соответственно воскрешает одного из уже погибших персонажей, либо если никто не погиб, воскрешает первого погибшего после этого.
«Повешенный», Phasmophobia, Kinetic Games, 2020 (beta)
Также существуют и другие карты, не имеющие пару даже по своим эффектам. Например, «Башня», «Дьявол», «Смерть» и «Отшельник». Помимо этого, в игре есть одна карта с двояким результатом и одна карта, способная отменить эффект предыдущей. Карта «Колесо фортуны» с равным шансом может как восстановить показатель рассудка игрока на 25%, так и понизить его соответственно. Карта «Шут», если она выпадает сразу после предыдущей карты, отменяет любой эффект, как положительный, так и отрицательный, будто «подшучивая» над игроком припугивая его плохой картой.
«Шут», Phasmophobia, Kinetic Games, 2020 (beta)
Колода Таро в Cyberpunk 2077
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Cyberpunk 2077 — игра, в которой невероятно огромное количество побочных квестов. Одним из таких является задание, выдаваемое одним из персонажей под названием «Шут из Найт-Сити».
Когда игрок активирует это побочное задание, на карте отобразятся метки, где можно найти ту или иную карту. При этом в большинство мест игрок попадет по ходу основного сюжета, или попадал в них до активации задания. И именно с моментами сюжета хорошо прослеживается взаимосвязь трактовок найденных карт.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Одна из двадцати карт, связанных с интересными сюжетными моментами — карта таро «Возлюбленные». Найти её можно на стене здания возле закрытого, но когда-то очень популярного автомобильного кинотеатра, где пол сюжету Джонни Сильверхенд с его некогда возлюбленной, Бестией, вспоминают былые времена и философствуют над переменами в жизни. Джонни погиб и стал конструктом в голове Ви, а Бестия обзавелась связями и роскошной жизнью.
В этой ситуации можно ассоциировать карту как с прямым значением (Встреча старых влюбленных), либо с трактовкой самой Таро по Уэйту. Она символизирует сложный выбор между двумя равнозначными вариантами в ограниченный промежуток времени, когда есть личностный конфликт и метания из крайности в крайность. Бестия в конфликте сама с собой: Принять Джонни в новом теле или помочь Ви избавиться от старого друга в его голове.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Следующая карта которую можно найти примерно в той же локации — Луна. Как трактуется одним из персонажей в самой игре «Луна — это тайна…». Именно поэтому расположение карты отсылает игрока к происходящему в мире. Карта «Луна» находится на обратной стороне большого и роскошного дома с логотипом главенствующей в городе, но не помогающей в развитии этого самого города, корпорации «Арасака».
Таким образом, связью логотипа компании и значением этой карты стоит считать именно «тайны» самой корпорации. «Чего они на самом деле хотят добиться?», «Почему не могут помочь нуждающимся и страждущим, хотя имеют на это средства?», и разные другие вопросы, возникающие у игрока по ходу сюжета.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Еще одна карта Таро, которую встречает игрок, это карта «Сила». Игрок находит её в локации где он впервые встретился с Панам Палмер, одной из будущих глав банды в Пустошах (также в зависимости от игрока возлюбленная его персонажа) Во время принятия решения о способе пробраться в «Микоси», чтобы разделить сознание и тело Ви и конструкт Джонни, можно выбрать вариант «Попросить помощи у Панам» и тогда персонаж вместе с бандой устроит огромный налет на шахту и пробурит путь к «Микоси» под башней корпорации Арасака.
Именно Панам в игре символизирует силу, так как в зависимости от концовок берет управление бандой на себя, либо инициирует перемещение банды подальше от Найт-сити, игнорируя любовные чувства к Ви. Трактовка карты «Сила» сразу ассоциируется с этим персонажем: Человек убежден в своей правоте, решителен, полон энергии, а также моральной и нравственной силы для того, чтобы победить в споре, добиться цели и одержать победу.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Рядом со входом в здание с завершающей весь сюжет миссией, и некоторой «точкой невозврата», после которой обнуляться все побочные квесты, располагается карта «Смерть». Прямая трактовка с названия может быть пугающей, так как игрок может ожидать, что именно в этом месте он и умрет, но нет. Да, Ви, главный герой, может погибнуть при выполнении этой миссии, если примет решение «сдаться» и добровольно уйти из жизни с помощью случайно забытого другим персонажем после разговора пистолета.
Но ассоциация именно с трактовкой карты по Уэйту будет более логична. Карта Таро «Смерть» означает логическое завершение одного периода в жизни и переход на новый этап. Карта предупреждает о том, что в жизни человека закрывается одна дверь и открывается новая. Таким образом карта подсказывает игроку, что именно здесь он завершит свой путь и начнет новый.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Также в игре есть две карты, которые недоступны во время обычного сюжетного прохождения и найти их можно лишь закончив историю на определенную концовку. Одна из них — карта «Дьявол». Игрок обнаруживает её, когда персонаж попадает в «День сурка» пока выздоравливает на орбитальной станции корпорации «Арасака». Каждый день пытаясь за короткий промежуток времени решить головоломку кубик Рубика, в один из дней Ви ломает её напополам и в сердцевине оказывается карта Дьявола, после чего персонаж просыпается от кошмарного сна.
Пряма трактовка карты как чего-то демонического и злого имеет место быть в ассоциациях игрока с ситуацией, но трактовка по Уэйту в очередной раз оказывается более логичной. Карта намекает на то, что смотрящий на неё не контролирует ситуацию, и это станет причиной множества неприятностей, что и происходит на космической станции. Ви ежедневно проходит одни и те же тесты, результаты которых ему не сообщают, а позже приходит его старый знакомый и отправляет его на Землю.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Другая же карта, которую игрок встречает только в определенной концовке — карта «Суд». Игрок видит её когда побеждает финального босса Адама «Смэшера», который ранее убил Джонни Сильверхенда, позже превращенного в конструкт в голове главного героя. Именно таким образом игрок отчасти мстит за Джонни, но битва с боссом остается единственным путем завершения сюжета (кроме самоубийства и помощи со стороны корпорации).
В этот раз прямая трактовка названия карты кажется более логичной, чем её трактовка по Уэйту. Игрок свершает правосудие над агрессивным убийцей многих людей, обрывая его собственную жизнь. Также и совершает правосудие над корпорацией, терроризировавшей город долгие годы. При этом всём трактовка по Уэйту тоже имеет место быть. Суд часто называют картой освобождения, перемен к лучшему, завершивших череду испытаний. Суд — это завершение внутренних и внешних перемен в жизни человека, трансформация его личности, появление новых целей, ценностей и смыслов.
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Колода Таро в The Quarry
The Quarry, Supermassive Games, 2022
В игре The Quarry также, как и в Cyberpunk 2077 есть 22 карты Таро, соответствующие старшим арканам. Игрок обнаруживает карты в некотором порядке каждую главу истории, но на их результат будет возможно повлиять. После нахождения, в описании каждой карты будет небольшая слегка расплывчатая трактовка этой карты, а в игре игрок увидит «предчувствие» с теми или иными событиями. Например карта «Дурак», которую первую находит игрок, в самой игре трактуется так: «Дурак… Интересно, кто это? Дурака узнать не сложно, правда? Невинность и свобода? Или безрассудство и любовь к риску? Спонтанность… Необдуманные действия и их неизбежные последствия. Думай. Ведь дураки взрывоопасны.» В следующей главе игрок сможет выбрать один из вариантов действий, который покажет те же самые сцены, которые были в «предчувствии», а именно взрыв и возгорание минивэна ребят.
The Quarry, Supermassive Games, 2022
Следующая карта, которую по сюжету находит игрок это карта «Умеренность». Находит игрок её когда один из персонажей отправится за оставшимися сумками перед отъездом. После нахождения карта покажет как Эмма (один из игровых персонажей) берёт фейерверк из сейфа, а затем использует его, чтобы убежать от оборотня. У этого «предчувствия два этапа выполнения. Не выполнив хотя бы один из них, предчувствие не станет явью. Для этого игроку в следующей главе нужно будет взять фейерверки, а позже их использовать. Сама трактовка карты отсылает игрока к последовательному выполнению пророчества и явно позднему его проявлению (пророчество полностью сбывается только в главе 6) : „Умеренность. Найти баланс, ограничивать себя. Или же потворствовать. Умеренность. Выбирай…, но помни: иногда умеренность не сразу приносит плоды.“
The Quarry, Supermassive Games, 2022
В следующей главе игрок находит карту «Повешенный», когда несколько персонажей, игнорируя здравый смысл, отправляются на поиски дров для большого костра под стать их вечеринке. Трактовка самой карты звучит так: «Повешенный! Стать повешенным — значит сдаться…, а также взглянуть на вещи по-новому. Так что поразмысли, ведь иногда человеку нужно оказаться вниз головой, чтобы освободится…». Карта показывает то, как Джейкоб (один из игровых персонажей) попадает в ловушку и подвешивается на дереве, а затем бросает грязь в глаза своему похитителю, чтобы спастись. И после этого, в последующей главе, игрок выберет бросить грязь в лицо другому персонажу, чтобы избежать крови, которая могла бы на него попасть.
The Quarry, Supermassive Games, 2022
В третьей главе игрок обнаруживает сразу две карты Таро: «Башня» и «Звезда». Каждая из них проигрывается в следующей главе. Трактовка карты «Башня» звучит так: «Башня. Улететь от проблем. Бить или бежать. Жизнь часто ставит нас перед выбором…, но избегая одной опасности, можно попасть в объятия другой. Любой шаг может стать последним.» При получении карты «Башня», игрок видит предчувствие, где Эмма прыгает на зиплайн, промахивается и падает замертво. Предчувствие сбывается, если в следующей главе не успеть нажать кнопку.
The Quarry, Supermassive Games, 2022
Карта «Звезда» трактуется совсем по другому, в более положительном ключе: «О, это Звезда. Звёзды. В ночном небе. Путеводные лучи. Дарят надежду, цель… или напоминание о нашей ничтожности, вселяя отчаяние. Доверься сияющий звезде, она несёт ясность. Проливает свет.» Предчувствие связанное с этой картой показывает, как Эмма ослепляет существо вспышкой камеры смартфона. Сбывается оно только при условии, что в следующей главе Эмма окажется на дереве и игрок выберет вариант попытки сфотографировать существо.
Заключение
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Карты Таро — крайне важная в нынешнем понимании символизма фигура. И этим интересно пользоваться в своих произведениях, как этом пользуются писатели, режиссеры, и даже разработчики видеоигр
Вызывая у игроков ассоциации с теми или иными сюжетными моментами благодаря образам из карт Таро, а также их трактовок, выстраивается очень интересная сюжетная линия, которая проводит игрока по тем точкам, на которые он сам скорее всего даже не обратил внимания, но благодаря картам стали точками интереса для него. Так, например, устроена коллекция карт Таро в игре Cyberpunk 2077.
«Смерть», Phasmophobia, Kinetic Games, 2020 (beta)
Или, например, можно сделать отдельную механику, завязанную на картах Таро, как это сделали разработчики Phasmophobia. Вытягивая карту, игрок предопределяет своё будущее или будущее своих членов команды, включая гибель и даже воскрешение игроков. Игра с шансами выпадения той или иной карты позволяет добавить мрачной атмосферы и непредсказуемости в игру.
The Quarry, Supermassive Games, 2022
Также можно совместить сюжетную линию и механику с нагнетающей атмосферой, использую всё те же карты Таро. The Quarry позволяет игроку самому решать «исполнять пророчество» карты или наоборот делать всё на зло карте, ведь будущее невозможно предопределить. Пугающие «предчувствия» с гибелью персонажей, различными мистическими существами, которых еще не встречал игрок в сюжете отлично нагоняют мрачную атмосферу, а расположение карт позволяет двигаться по сюжету чуть более «правильно».